заказать звонок
+38 057 782-28-00
заказать звонок
Starting a new project?
получить консультацию
Читайте наш Telegram 👈
38
4

Скорее всего вы уже сталкивались с тем, что при вводе запроса результат не соответствовал вашим ожиданиям. Например, по запросу "купить пылесос" вместо коммерческой страницы, где можно приобрести этот товар, ранжируется статья из блога с информацией “как купить пылесос”. Это явление называется каннибализацией.

Каннибализация ключевых слов имеет место, если 1 или больше страниц одного сайта заточены под одно ключевое слово. Когда пользователь производит поиск, бот, сталкиваясь с несколькими страницами, будет думать, какую же именно вывести, а результат выдачи от раза к разу будет отличаться.


1. Чем опасна конкуренция страниц между собой?

У каннибализации нет положительных последствий. Негативное влияние может проявиться в разных формах:

  • Требуемая страница не показывается в SERP по определенному запросу или группе запросов.
  • Колебания релевантности страниц. Если поисковик не может понять, какая страница наиболее релевантна запросу, то вряд ли выведет продвигаемую вообще какую-либо.
  • Ухудшение трафика и конверсионности страницы. Если пользователи будут заходить на сайт и видеть, что это не то, что они искали, то увеличится показатель отказов. Это повлечет за собой спад позиций ресурса из-за уменьшения трафика и приведет к уменьшению числа клиентов.
  • Ссылочный вес будет распределяться между двумя и более страницами, в то время как он должен был быть весь у одной.

Каннибализация присутствует на множестве сайтов. Поэтому разберемся, как ее найти.


2. Причины каннибализации

Проблема появления таких страниц заключается в плохой проработке семантики. В таком случае запросы, под которые оптимизируются страницы, не должны дублироваться. Для каждого адреса нужен собственный кластер запросов. Лучше, чтобы семантика была собрана и готова еще до выхода ресурса в Интернет. Тогда вы не столкнетесь с каннибализацией вообще, или шансы будут минимальными.

К причинам также относят:

  • Распределение одного запроса на многих страницах. Это кажется выходом, но в каждой тематике есть достаточно запросов, которые помогут охватить больше ЦА. Всегда уделяйте внимание при сборе семантики и ее распределению по страницам. Для 1 страницы должна быть одна группа ключей, а каждая страница должна соответствовать лишь одному поисковому запросу.
  • Не проработанная структура сайта. Если в меню в разных категориях присутствуют одинаковые страницы, то между ними будет конфликт при ранжировании.

Структура сайта некорректная

Рис. 1 – Пример некорректной структуры сайта

  • Многостраничный сайт. Когда у тебя тысячи страниц, за ними тяжело следить и еще тяжелее проверять.

3. Как понять, что на вашем сайте присутствует каннибализация запросов?

Мы уже выяснили, что конкуренция страниц не сулит ничего хорошего. Но есть признаки, по которым можно распознать, что такой процесс имеет место быть.

  1. Спад трафика. Просадка плавная и происходит только для малого количества страниц. Для сайтов с большой посещаемостью будет достаточно просто обнаружить такие адреса. Если посещаемость небольшая, то найти конкурирующие страницы вряд ли получится.
  2. Скачки позиций сайта. Небольшое снижение позиций может присутствовать по одному или нескольким ключам на странице.
  3. Частая смена релевантной страницы. Это значит, что по запросу показывается то одна, то другая страница.

Каннибализация запросов

Рис. 2 – Изменение релевантных страниц (Топвизор)

Замена в основном происходит между информационной и коммерческой страницей или главной и внутренней. Выяснить это можно только при регулярной проверке сайта.

Проверить дублирующиеся ссылки можно онлайн через сервис Apollon. В поле можно вставить 5 адресов предполагаемых дублей. 

Дублирующиеся ссылки Apollon

Рис. 3 – Результат работы программы

На сайтах Copyscape и Siteliner можно бесплатно чекнуть одну страницу или весь сайт. Siteliner выведет таблицу результатов с количеством дублей и процентом копированного для каждой проверенной страницы.

Количество дублей Siteliner

Рис. 4 – Отчет по дублирующемуся контенту (Siteliner)

Дубли через специальный seo софт – SE Ranking, Netpeak Spider, Ahrefs, Serpstat, Screaming Frog.

Или воспользуйтесь Google Search Console. На вкладке слева Покрытие зайдите в раздел исключенные. Там найдете все ошибки и предложения по исправлению.

Дубли в Google Search Console

Рис. 5 – Отчет Покрытие в GSC

Проверить страницы можно и вручную, через строку поиска.

Каннибализация в поиске

Рис. 6 – Проверка каннибализации запросов через поисковую строку

Вводим ключевую фразу и site:https://адрес страницы. В результатах будут все страницы отвечающие на один запрос. 


4. Как защититься от каннибализации ключевых слов?

Оптимизация нескольких страниц под один ключ не приведет к санкциям поисковика, но все же может повлиять на статус сайта. Защититься и исправить уже существующую конкуренцию страниц можно такими способами:

  • переработать все кроме основной страницы и оптимизировать их под другие ключевые слова;
  • настроить 301 редирект на главную страницу;
  • исправьте структуру сайта: она должна быть удобна и понятна и поисковику и вам;
  • для похожих страниц можно использовать атрибут canonical. Он укажет на предпочтительную страницу. Поисковик может игнорировать этот атрибут, если содержимое на страницах разное.
  • Проверьте дубли в тегах Title и Description

Вывод

Каннибализация ключей – процесс, который часто наблюдается на сайтах. На появление страниц, оптимизированных под одно ключевое слово, влияют такие факторы:

  • недоработанная семантика;
  • непроработанная структура сайта;
  • присутствие одного запроса на многих страницах;
  • крупный сайт.

Каннибализацию лучше не допускать, но если уже она присутствует, то у вас есть несколько способов избавиться от нее. Если вы заметили это явление, то уберите или переделайте такие страницы как можно скорее. И не забывайте, что изменения на сайте нужно отслеживать постоянно, иначе вы не сможете понять, откуда они пришли.


Как оформить страницу Доставки?

Как SEO-специалисту создать идеальное резюме и сопроводительное письмо?

Подпишитесь на наши обновления
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Вы уже подписаны на нашу рассылку!

Подтвердите свой Email для завершения подписки.

Заказать
продвижение
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Спасибо! Скоро с Вами свяжется наш менеджер.