заказать звонок
+38 057 782-28-00
заказать звонок
Starting a new project?
получить консультацию
Читайте наш Telegram 👈
91
3

Сегодня страницы пагинации - маст-хэв для более-менее крупных сайтов. Преимущества настройки:

  • помогают разделять весь контент ресурса на блоки со сходным смыслом;
  • количество страниц для обхода роботом уменьшается;
  • скорость загрузки сайта увеличивается;
  • навигация по сайту упрощается.

Но вместе с ними возникает вопрос дублей страниц. Поисковые роботы могут посчитать страницы пагинации дублями исходного контента. Что делать в этом случае? Смотрим.


1. Что такое и зачем нужны страницы пагинации

Пагинация — порядковая нумерация страниц сайта.
Пагинация простыми словами — листание. Как это отображается на сайте:

Страницы пагинации

Рис. 1 — Страницы пагинации в нашем блоге (сайт на WordPress)

Разберем задачи и проблемы страниц пагинации.


1.1 Задачи пагинации

  • ускорение загрузки контента (меньше контента на странице = быстрее загрузка);
  • улучшение юзабилити сайта (когда вы видите 30 товаров на одной странице вместо всего ассортимента магазина);
  • улучшение поведения пользователей на сайте (число страниц, которые просмотрел пользователь, и время посещения ресурса увеличиваются);
  • удобство навигации по сайту (просмотр и поиск нужной информации упрощается, пользователю легче вернуться на какую-то конкретную страницу, чем листать вверх-вниз в поиске нужного товара);
  • страница сайта выглядит опрятнее (есть порядок и логическая структура сайта и разделов.

Требования к страницам пагинации:

  • должны быть открыты к индексации в robots.txt (также на них не должны стоять noindex и nofollow);
  • следует установить атрибут rel=canonical на первую страницу со всех существующих страниц пагинации.

Если же вы закроете их от индексации, поисковикам станет сложнее находить все страницы сайта. А этот факт влияет на коммерческие факторы ранжирования.


1.2 Проблемы индексации страниц пагинации

Есть 2 основных проблемы с индексацией:

  • дублирование контента — часто эти страницы имеют похожий контент (Title, Description, H1), который поисковики могут воспринять как дубль. Как правило, это проблема карточек товаров. В этом случае между дублями возникает конкуренция, т. н. “каннибализм”, что влияет на ранжирование сайта.

Выход — пропишите уникальные метаданные для каждой страницы пагинации.

  • долгая индексация страниц — если на сайте тысячи товаров, роботы будут долго обходить весь сайт.

Выход — можно проставить . В таком случае в индексе будет только основная страница каталога, исключая страницы пагинации.


2. Способы реализации пагинации

Существует 6 способов внедрения:

  • Нумерованная — страницы группируются в один раздел.

Пагинация страниц

Рис. 2 — Нумерованная пагинация

Большинство сайтов (интернет-магазины, агрегаторы, каталоги) работают с нумерованной пагинацией. Она удобна в навигации и не перегружает экран просмотра.
Когда вы скроллите экран, вам проще вернуться например, на 7ю страницу, чем ходить вперед и назад по всему сайту.

  • Буквенная (алфавитная).

Алфавитная пагинация

Рис. 3 — Алфавитная пагинация

Такой вид подойдет различным библиотекам и словарям: авторы либо термины на одну букву группируются и заливаются на отдельную страницу. Итого на сайте появляется такое количество страниц, на какое количество букв существует контент.

Это удобно, т. к. термины из разных сфер (например, интернет-маркетинга) располагаются в одном месте. И при их обновлении или добавлении новых вам не нужно искать определения вручную или через Ctrl+F или листать страницу. Вы просто открываете запись с нужной буквой и вносите изменения.

И неудобно — у вас получается столько страниц, сколько нашлось букв и цифр. Т. е. много, и их количество стремится увеличиться. А роботы должны обойти весь ресурс.

  • С использованием дат.

Пагинация из дат

Рис. 4 — Пагинация из дат

Этот вид применяется на метеосайтах.

  • Через кнопку Показать еще.

Пагинация показать еще

Рис. 5 — Пагинация через кнопку Завантажити ще

Часто встречается в товарке. Механизм реализован на Ajax. Контент страницы подгружается при нажатии на кнопку.

В этом случае очень легко ошибиться с реализацией и вместо пользы получить дополнительные проблемы с индексацией сайта.

  • Комбинированная — нумерованная + кнопка Показать еще.

Комбинированная пагинация

Рис. 6 — Комбинированная пагинация

Комбинированная пагинация — маст-хэв для онлайн-магазинов.

  • Бесконечная прокрутка (single page content).

Встречается в соцсетях, но иногда может присутствовать и в блогах компаний (когда скроллишь вниз, а футера сайта все нет и нет).

single page content

Рис. 7 — Бесконечный скроллинг

Google Картинки — типичный пример реализации бесконечного скроллинга.

Какой вид пагинации выбрать?

Исходить из сферы работы и аудитории сайта.

  • нумерованная и комбинированная пагинации подойдут интернет-магазинам;
  • информационным или новостным сайтам лучше выбрать нумерованную, динамическую прокрутку или кнопку «Показать еще»;
  • развлекательным или сайтам с множеством картинок — бесконечная прокрутка (пользователь получит весь или большой объем информации практически сразу и без усилий).

3. Настройка пагинации 2021

Существуют рекомендации поисковых систем и личный опыт пользователей по работе с пагинацией страниц.

3.1 Рекомендации поисковиков

Google

До 2019 года в Справке Гугл была страница с рекомендациями по настройке. После они ее удалили, но архив можно посмотреть.

Яндекс

Рекомендации Яндекс к страницам пагинации остались неизменными с 2015 года. И вот обновление про канонические страницы.


3.2 Рекомендации SEO-специалистам

Мы предлагаем адекватную рекомендацию, которую можно применять.

  • Создать каноническую страницу, на которую будут вести все страницы пагинации.

Механизм: создаете страницу с кнопкой “Посмотреть все”. На каждую страницу пагинации добавляете тег rel=”canonical”, который указывает на страницу «Посмотреть все».

Для маркетплейсов эта задача невыполнима — представьте, как долго будут грузиться тысячи товаров.
Для упрощения этой реализации можно под каждую из категорий товаров создать несколько канонических страниц. И на каждую из них в раздел Head добавить код:

link rel=“canonical” href=“https://site.com/category/page-main/”/

page-main — Главная страница категории.

Код показывает роботу, что страница site.com/category входит в Главную page-main.
Этот метод сигнализирует роботам, что каждая страница пагинации — второстепенная, и вносить в индекс ее не нужно.
При использовании постарайтесь уникализировать метаданные канонических страниц. Желательно с прямым вхождением ключей.


3.3 Как узнать, верно ли у вас настроена пагинация

Проверить дубли страниц по сайту.

  1. Краулинговый бюджет сайта (лимит на сканирование страниц одного сайта). Каждый поисковик имеет свой лимит на обход сайта. Если на сайте есть дубли, количество страниц растет, и время на обход сайта увеличивается. Когда сайт содержит много дублей, робот может не обойти нужные страницы.
  2. Релевантность страницы. Робот при обходе сайта может решить, что дублированная страница отвечает на запрос пользователя лучше, чем искомая. Тогда в выдаче он покажет дубль.
  3. Вес страницы. Если в выдаче показывается дубль страницы, и посетители из поиска переходят на дубли, то вес ссылочной массы исходной страницы теряется. А это приводит к снижению позиций в поиске.

В самом худшем случае дубли страниц могут привести к санкциям от поисковиков.

Методов проверки дублей существует множество, мы возьмем самый простой.

  • Google Search Console.

Заходим во вкладку Покрытие — Исключено.

Google Search Console исключенные url

Рис. 8 — Google Search Console Покрытие — Исключено

Кликаем на поле и смотрим, какие именно это страницы:

Google Search Console url

Рис. 9 — Google Search Console исключенные страницы

Можно кликнуть на любую из страниц и посмотреть отчет:

Google Search Console URL не в индексе

Рис. 10 — URL не в индексе

После того как дубли выявлены, нам нужно решить, что с ними делать дальше. Обычно дубли скрываются или удаляются.

Как избавиться от дублей страниц:

  • изменить контент страницы (переписать текст, заголовки H1-H**, метатеги);
  • настроить 301 редирект с дубля на нужную страницу, так при попадании на дубль пользователь перенаправится исходную страницу;
  • установить атрибут rel=canonical на первую страницу со всех существующих страниц пагинации (Head: link rel=”canonical” href=”ссылка на каноническую страницу”;
  • установить тег noindex (Head: meta name=”robots” content=”noindex”);
  • удалить страницу.

Если у вас остались вопросы по поиску дублей и настройке страниц пагинации, пишите в комментарии или обращайтесь к нашим SEO-специалистам.


Зачем, кому нужен и как проводить SEO-аудит сайта

Англоязычное локальное SEO

Подпишитесь на наши обновления
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Вы уже подписаны на нашу рассылку!

Подтвердите свой Email для завершения подписки.

Заказать
продвижение
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Спасибо! Скоро с Вами свяжется наш менеджер.