заказать звонок
+38 057 782-28-00
заказать звонок
Starting a new project?
получить консультацию
Читайте наш Telegram 👈
412
5

Об авторе - Александра Коноваленко, контент-маркетолог сервиса Multisearch.io.

"Изучаю, "рою и копаю" все о поисковых системах. Пишу об умном поиске, конверсии, аналитике, e-commerce".

Заманить клиента на сайт — это только половина успеха, его ещё нужно умело удержать и привести к покупке. Поиск как раз является таким элементом сайта, который способен заинтересовать и направить пользователя в нужном направлении. Ещё и прибыль увеличивать умеет. 

Обычно поиском пользуются люди, которые уже определились, чего они хотят. Но тут поиск может стать преградой на пути к покупке. Стоит вашему клиенту допустить малейшую неточность или опечатку — всё, стандартная строка поиска будет бессильна. Так можно потерять горячих клиентов, а значит, и доход.

Поиск для сайта можно назвать локальным Гуглом, который обрабатывает запросы на отдельном ресурсе. Только вот стандартная строка поиска из вашей CMS обладает базовыми возможностями и совсем не дотягивает до такого сравнения. Google умнее.

Чтобы поиск на сайте стал умным и мог увеличивать продажи, его нужно доработать.


1. Что обязательно должен уметь внутренний поиск?

Пользователи делают ошибки в 10–15% поисковых запросов. Такие данные приводит Яндекс: из 9242 уникальных запросов 1132 (12%) были с ошибками:

Multisearch.io

Рис. 1 — Данные об ошибках

Соотношение допущенных ошибок в запросах сохраняется и на отдельном сайте.
А вы знаете, сколько запросов было у вашего поиска в этом месяце? Если да, можете посчитать, сколько запросов он вероятнее всего не обработал.

В интересах любого интернет-магазина, чтобы поиск умел справляться со следующими сложностями:

  1. Ошибками и опечатками, даже не требуя исправлений: неправильный порядок букв в слове, лишние или пропущенные буквы, два слова без пробела.
  2. Названиями брендов, написанными как родным языком, так и на английском. Да что там брендов, всех запросов. Нужно, чтоб он понимал, когда человек забыл переключить раскладку клавиатуры и английскими буквами написал то, что нужно было кириллицей, или наоборот.
  3. Простой речью, синонимами и сленгом: стиралка, микроволновка, мобильный, велобег, ластик, блайзер.
  4. Разными окончаниями запросов. Иногда пользователи думают, что если они напишут запрос во множественном числе, выдача будет больше. По факту выдачи вообще может не быть. Стандартный поиск не заточен на такое и думает, что слово “куклы” не имеет никакого отношения к слову “кукла”.

2. Анализируйте поиск — он способен приносить сайту 20-50% общего дохода

Знаете, когда поиск из просто строки превращается в инструмент по увеличению дохода? После того как маркетолог или владелец сайта проанализирует данные Google Analytics по поиску, ему скорее всего захочется сделать строку поиска умнее и начать процесс её трансформации.

Вот что из отчёта GA “поиск по сайту” может удивить:

  • Конверсия из поиска выше. Люди, которые пользуются поиском, намного чаще совершают покупки. А цифры действительно удивляют: не больше 10% всех посетителей используют поиск, но такие клиенты приносят сайту от 20% до 50% общего дохода (смотрите также кейс онлайн-аптеки далее).

Multisearch

Рис. 2 — Визиты с использованием поиска

  • Вы увидите, сколько посетителей покидает ваш сайт, так и не посмотрев предложенные вашим поисковиком товары. Значит, релевантность вашей поисковой выдачи под вопросом.
  • Количество ошибок в поисковых запросах, которые допускают пользователи (видеорижестратор, велотриножор, банбентон, кахтиточка).
  • Какие слова используют для поиска товара (сонные линзы вместо ночные линзы). Это позволит вам узнать синонимы, по которым можно настроить поиск.
  • Что ещё ищут на вашем сайте клиенты. Вы поймёте, релевантна ли страница входа запросам пользователей и сможете пополнить семантическое ядро новыми ключами.
  • На каких страницах посетители чаще всего пользуются поиском и уходят.
  • Как часто поиск уточнялся. В идеале нужно, чтобы по самым высокочастотным запросам уточнений вообще не было.

Вы отслеживаете свой поиск и анализируете его? Если нет — вы теряете клиентов и доход. Пример чуть ниже.


3. Делаем поиск умным — увеличиваем доход

Чтобы ваш поиск поумнел и приносил больший доход, есть 2 решения:

1. Разработать его самостоятельно.

Для этого нужно приготовить много времени, денег, и увеличить штат сотрудников, которые хорошо разбираются в программировании, алгоритмизации и лингвистике.

2. Воспользоваться готовым поиском.

Можно использовать SaaS решение — услугу поиска в качестве сервиса. В этом случае вам не прийдётся ни разрабатывать, ни устанавливать у себя программное обеспечение. Такой поиск быстро интегрируется и сразу готов к использованию. Круто, что в течение часа поисковая строка становится умной и появляется возможность дополнительно анализировать внутренний поиск.

Такое SaaS решение предлагает компания Multisearch.io — ребята помогают поисковой строке увеличить свой IQ. Поиск сразу после установки Multisearch справляется со сложными задачами и ошибки ему больше не страшны. Сервис также предоставляет расширенную аналитику поиска. Давайте на примере онлайн-аптеки рассмотрим, как можно использовать отчёты из расширенной аналитики, чтобы увеличить доход. Для начала посмотрим на отчёт из Google Analytics этой аптеки.

Multisearch

Рис. 3 — Визиты с использованием поиска по сайту и без

На скриншоте видно, что пользовались поиском только 2,31% от общего количества посетителей. Самое интересное, что именно эти пользователи принесли 42,45% всего дохода. Коэффициент конверсии из поиска — 5,61%, что в 31 раз больше коэффициента конверсии без поиска.

Аптечный бизнес — как раз тот случай, когда разница между этими показателями особенно разительна. Вероятно, влияет то обстоятельство, что в аптеке часто ищут конкретные лекарства и в выдаче немного товаров — легко выбрать. В любом случае независимо от отрасли интернет-магазина коэффициент конверсий из поиска минимум в 2 раза выше, чем коэффициент конверсий без поиска.

Теперь посмотрим на месячный отчет от Multisearch по ненайденным запросам.

Multisearch

Рис. 4 — Запросы без результатов

Сверху мы видим товар, который искали очень часто. Его нет в ассортименте, но сейчас вы поймёте, почему всё же стоит его добавить.

Давайте рассчитаем размер возможной прибыли, которую можно получить, имея данную товарную единицу в продаже:

  • Количество запросов без результата = 11 617.
  • Цена за единицу = 8$.
  • CR conversion rate = конверсия внутреннего поиска сайта = 5,6%.

Формула:

Количество запросов без результата * цена за единицу товара * CR conversion rate * 0.01 = Выручка

Итого, получаем: 11 617*8*5,61*0,01 = 5 213$.

5 213$ — это та сумма, которую аптека недополучила, так как товара не было в ассортименте. Таким образом можно проанализировать ТОП-20 самых популярных запросов без результата.


Что из этого следует?

В среднем интернет-магазин теряет от 30% конверсий из необученного поиска.
Поиск должен быть умным. Анализировать главного “консультанта” вашего сайта важно и прибыльно. Так вы улучшите его функции и поможете стать поиску инструментом для увеличения продаж.

Полезно смотреть аналитику поиска: быть в курсе, что ваши клиенты ищут, и какие при этом слова используют. 

Анализируйте:

1. Наиболее частые запросы, которые используют посетители на вашем сайте — это поможет сделать его более эффективным, настроить так, чтоб подходящие товары отображались сверху и были максимально заметны.

2. Запросы, по которым “ничего не найдено”, и вы сможете:

  • вовремя узнавать о популярных и трендовых товарах в вашей сфере;
  • расширять ассортимент согласно спросу;
  • просчитывать будущую выгоду от пополнения магазина теми или иными товарами.

3. Почему уходят пользователи — улучшайте функции поиска по пониманию и исправлению запросов.

Пусть ваш поиск будет умным помощником и генератором продаж.


Англоязычное локальное SEO

Как настроить страницы пагинации

Как голосовой поиск влияет на SEO?

Подпишитесь на наши обновления
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Вы уже подписаны на нашу рассылку!

Подтвердите свой Email для завершения подписки.

Заказать
продвижение
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Спасибо! Скоро с Вами свяжется наш менеджер.