заказать звонок
+38 (044) 358-48-00
заказать звонок
Starting a new project?
получить консультацию
Читайте наш Telegram 👈
1101
5

ROI, ROMI, ROAS - метрики, по которым оценивается успешность проектов в интернете.

ROAS (return on ad spend) - рентабельность затрат на рекламу. Метрика показывает, возвращаются ли деньги, которые вы вложили в рекламу. ROAS простыми словами указывает, сколько долларов вы получите за каждый доллар, который потратили на рекламу.

ROMI оценивает рентабельность вложений в маркетинг и прочие мероприятия, которые ориентированы на рост сбыта.

Метрика ROMI схожа с ROI. В чем их отличие?


1. ROI — возврат инвестиций

ROI (return on investment) используют для оценки общей эффективности инвестиций.
ROI — это показатель возврата инвестиций и окупаемости рекламных кампаний.

Где подсчет ROI оправдывает себя:

  • в прямых продажах с коротким сроком принятия решения;
  • программах лояльности;
  • работе с клиентами, устранении жалоб.

Т. е. там, где результат можно посмотреть сразу.

Метрика отражает прибыльность или убыточность вашего бизнеса с учетом тех вложений, что вы в него делаете:

ROI<100% — вложения не окупились, средств потрачено больше, чем получено;
ROI=100% — сработали в 0, потраченные средства окупились, но прибыль не принесли;
ROI>100% — вложенные средства дали рост прибыли.

Основной метод расчета ROI:

ROI возврат инвестиций

Есть и другие формулы, по которым рассчитывают ROI:

ROI = Прибыль / Затраты х 100%

ROI = (Доход х Маржинальность) / Затраты х 100%

где Маржинальность — разница между ценой и себестоимостью товара.

Либо можно рассчитать ROI через валовую прибыль, она не учитывает все прочие затраты на канцелярию и т. д.. Тогда:

Валовая прибыль = Доход — Себестоимость,

где Себестоимость = Доход/Наценка.

При этом себестоимость = 100%, а наценка — все, что сверху себестоимости.

При расчете показателя ROI учитывают все затраты: на аренду помещения, зарплаты сотрудникам и пр.. Если же у вас нет таких данных, но есть информация о затратах на маркетинг, то мы говорим о показателе ROMI.

Метрика ROI показывает, что необходимо изменить бизнесу. Тогда при расчете ROI учитывают период времени без глобальных изменений в компании, так цифра будет точнее. Но нет смысла ориентироваться только на ROI. На доходность бизнеса влияет слишком много факторов.

В маркетинге показатель ROI применяют к рекламным кампаниям. И здесь нужно смотреть, какая кампания приносит большую доходность и объем продаж. Поэтому сначала оптимизируйте кампании и уже после смотрите на ROI.

Недостатки ROI:

  • ROI считается на определенную дату, с привязкой к периоду времени. Тогда как курс валют и другие данные изменчивы;
  • неинформативность — ROI учитывает не все особенности проектов и кампаний. Т. е. показатель отразит только часть ситуации.

Как увеличить ROI: увеличить доход или уменьшить расходы.

Увеличить доход

  • объявление визуально должно быть похоже на посадочную страницу;
  • объявление должно вести на правильную страницу, а не Главную (объявление содержит запрос пользователя и ведет его на целевую страницу, которая соответствует тому, что он ищет);
  • тестировать варианты креативов и текстов объявлений;
  • использовать несколько рекламных каналов;
  • внедрить до- и кросспродажи (предлагать смежные товары в блоке Похожее на посадочных страницах или придумать предложение с допродажей).

Уменьшить расходы

  • отключать каналы, которые работают в минус;
  • тестировать бюджет.

Теперь посчитаем возврат маркетинговых инвестиций, ROMI.


2. ROMI — возврат инвестиций в маркетинг

ROMI (return on marketing investment) рассчитывает эффективность (возврат) только маркетинговых инвестиций. Обычно именно под ROMI и понимают ROI.

Подсчет ROMI больше подходит бизнесам, где срок принятия решения о покупке короткий. Т. е. не для недвижимости, автомобилей, крупной техники и пр..

Формула для расчета выглядит аналогично ROI, только в учет берутся не все расходы на бизнес, а отдельно маркетинговые (контекстная реклама, SEO-продвижение, SMM, email, затраты на ведение блога и пр.).
В эту метрику не входят аренда помещения и зарплаты сотрудников.

ROMI возврат маркетинговых инвестиций

Прибыль — сумма, которую мы получили от запуска рекламы;
Маркетинговый бюджет — стоимость кампаний и зарплата тех сотрудников, что работали над запуском.

ROMI=100 — доход отсутствует, мы заработали столько, сколько вложили.
ROMI<100 — вложения в рекламу не окупаются, работаем в убыток.
ROMI>100 — мы работаем в плюс.

Посчитаем ROMI конкретной рекламной кампании в Инстаграм:

  • Бизнес — продажа зеркал с подсветкой.
  • Объем продаж с кампании — 15.
  • Себестоимость зеркала — 50$.
  • Расходы на запуск — 200$.

Доход = Продажи * Стоимость = 50 * 15 = 750$.

ROMI = (750 — 200)/(200) * 100% = 275%

Т. е. кампания настроена и работает эффективно.


3. ROAS — рентабельность рекламы

ROAS работает с выручкой, а не прибылью, и учитывает только прямые расходы.
ROAS нужна для оценки результативности какого-то одного канала продвижения или конкретной кампании (группы или какого-то объявления).

ROAS рентабельность в рекламу

Что помогает узнать ROAS:

  • доходность рекламы;
  • какие конкретные кампании/группы объявлений/объявления эффективны;
  • как перераспределить бюджет на рекламу.

Но нужно учесть, что ROAS игнорирует атрибуцию в рекламе. Т. е. не учитывает путь посетителя от момента просмотра объявления и до покупки.

Теперь нужно сравнить этот показатель по кампаниям и объявлениям. Из сравнения станет понятно, какие из них работают лучше:

  • ROAS<100% — все плохо, кампания убыточна;
  • ROAS=100% — вы вышли в 0;
  • ROAS>100% — все ок, кампания успешна.

Чтобы посчитать ROAS, надо знать сумму, которую вы затратили на рекламу и общую ценность конверсии (это те деньги, что вы получили от клиентов, которые пришли по рекламе).

Пример:

  • Бизнес — запуск нового потока курсов по копирайтингу.
  • Срок работы кампании — 10 дней.
  • Расходы на рекламу — 3 000$.
  • Заявок — 300.
  • Завершенных заказов — 50.
  • Стоимость курса — 200$.

Общая ценность конверсии = Завершенные заказы * Стоимость курса

Общая ценность конверсии = 50 * 200 = 10 000$.

ROAS = 10 000 / 3 000 = 3,33$ (или 333%)

Итого, ваши затраты на рекламу за 10 дней работы кампании окупились на 333%. При этом каждый потраченный доллар принес 3,33$.

Кроме того, данные ROAS можно получить в Google Analytics (при условии подключенной электронной торговли) или Google Ads.

Google Analytics:

  • Источники трафика;
  • Google Реклама;
  • Кампании;
  • Клики.

Метрика ROAS в Google Analytics

Рис. 1 — ROAS в Google Analytics (последний столбец)

Или в Google Ads:

  • Колонки;
  • Добавить столбец Ценность конверсии/стоимость.

Метрика ROAS в Google Ads

Рис. 2 — ROAS в Google Ads

Итак, ROI, ROMI и ROAS показывают доходность рекламных кампаний. Но при подсчете ROI маржинальность товаров учитывается, а при ROAS — нет. А если вы знаете расходы на маркетинг, сможете рассчитать и ROMI.

Для подсчета всех 3х метрик есть специальные сервисы аналитики. А проще всего отслеживать показатели в Google Analytics: он показывает доходы и расходы, отслеживает изменения, дает понимание эффективности кампаний. По крайней мере, ROAS сервис вам посчитает.


GTM

Google Tag Manager для новичков

13 приемов Google Shopping, которые помогут улучшить вашу рекламу уже сегодня

Контекстная реклама мобильных приложений в Google Ads

Подпишитесь на наши обновления
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Вы уже подписаны на нашу рассылку!

Подтвердите свой Email для завершения подписки.

Заказать
продвижение
Больше полезных статей и мануалов еще впереди. Будьте в курсе!

Спасибо! Скоро с Вами свяжется наш менеджер.