*Материал создан на основе Consent Mode 2.0 FAQ | Blog Markus Baersch и Consent Mode V2 For Google Tags | Simo Ahava’s blog.
Цифровой мир развивается, появляются новые технологии, совершенствуются алгоритмы. И все больше внимания направляется на правила конфиденциальности и согласие пользователей.
В марте 2024 вступил в силу новый Закон о цифровых рынках (DMA). Поэтому понимание и внедрение Google Consent Mode V2 (режима согласия) крайне важно.
Если сайт или приложение собирает данные для создания аудитории или ремаркетинга с помощью рекламных служб Google, владелец веб-ресурса должен дать согласие на применение режима согласия.
Рассмотрим нюансы Google Consent Mode V2:
Начнем.
Режим согласия — это инструмент Google, который предусматривает сбор дополнительных сигналов от пользователей, которые не дали согласия на доступ к их личным данным или хранилищам браузера для сбора данных. Затем Google использует эти сигналы для моделирования конверсий (Google Ads и т. д.) и поведения посетителей (Google Analytics 4). Т. е. Google Consent Mode v2 — это механизм, предназначенный для интеграции настроек согласия посетителей сайта с рекламными и аналитическими инструментами Google.
Режим согласия простыми словами — разрешение пользователя на использование и обработку персональных данных сайтами и мобильными приложениями перед тем, как Google начнет использовать файлы cookie и другие технологии отслеживания.
Первую версию текущего режима согласия представили в 2020 году для соблюдения законов ЕС о конфиденциальности данных (GDPR). Тогда Google разрешил сбор данных для Google Analytics и Google Ads. Итак, Google Consent Mode V2 – это обновленная версия, созданная в соответствии с новым Законом о цифровых рынках.
С марта 2024 г. при заходе в сервисы Google пользователи могли заметить следующее предупреждение:
Рис. 1 – Данные Google Analytics
Google Consent Mode V2 базируется на логике избегания доступа к хранилищу браузера. Таким образом, службы Google не будут иметь доступ к файлам cookie, содержащим личные данные (например, онлайн-идентификаторы), вместо них используются случайные эфемерные идентификаторы.
Единственное, что изменилось в версии V2, это то, что сигналы режима согласия являются обязательными для всех, кто использует GA4 для формирования целевых групп или кто использует маркетинговые теги.
Чуть подробнее. Текущая версия уже имеет 2 исходящих сигнала режима согласия:
Сейчас эти 2 сигнала дополняются 2 дополнительными сигналами:
В отличие от ad_storage и analytics_storage, эти метки не оказывают функционального влияния на то, как теги ведут себя на самом сайте. Это дополнительные параметры, которые отправляются вместе с запросами ping в службы Google и предназначены для указаний этим службам относительно того, как пользовательские данные можно использовать для рекламы.
Сигналы ad_storage и analytics_storage являются исходными квалификаторами для данных, поскольку они контролируют, какие идентификаторы отправляются вместе с запросами ping. Вместо этого сигналы ad_user_data и ad_personalization являются исходными инструкциями для служб Google по обработке данных.
Режим согласия имеет и дополнительные, более расширенные настройки, такие как ads_data_redaction, которые предотвращают передачу любых идентификаторов кликов или сторонних файлов cookie в рекламных потоках. Кроме того, существуют настройки allow_ad_personalization_signals, которые также определяют, к какому типу данных доступны рекламные службы Google.
Как это работает?
Пользователь предоставляет (статус = предоставлено) согласие или отказывается (статус = отклонено) от согласия через баннер cookie.
Информация, отправленная на платформы Google после выбора, будет зависеть от метода, выбранного для реализации: базового или расширенного.
Базовый режим состоит в блокировании всех тегов с правилами запуска в GTM и разрешении им запускаться только после предоставления правильной категории согласия. Тогда теги присылают в Google статус согласия в таком порядке:
Если пользователь не согласен, Google вообще не передает его данные (даже статус согласия), и активация тегов Google полностью блокируется. Тогда моделирование конверсий для режима согласия в Google Ads будет использовать общую модель.
Согласно расширенной версии теги Google загружаются, когда пользователь открывает сайт или приложение. Теги загружают API режима согласия и выполняют следующие действия:
Расширенный вариант режима согласия обеспечивает лучшее моделирование по сравнению с базовым, поскольку позволяет использовать не общую модель, а индивидуальную для рекламодателя.
Рис. 2 – Режим согласия на cookie
Другими словами, сейчас пользователь имеет 3 режима работы с веб-ресурсами:
Однако даже если посетители не соглашаются использовать файлы cookie, службы Google могут работать в ограниченном режиме и собирать данные об основных взаимодействиях, не нарушая политику конфиденциальности.
Основное внимание при обсуждении режима согласия было сосредоточено на различении между «базовым» и «расширенным» режимами. Однако это не что-то новое: владельцы веб-ресурсов всегда могли использовать режим согласия, но до сих пор использовали теги, только если на то было согласие пользователя.
Соответствующую информацию об этом можно найти в Справке Google Analytics для режима согласия. Здесь есть наглядное сравнение между расширенным и базовым вариантами реализации.
Рис. 3 – Справка Google Analytics для согласования
До сих пор было достаточно необычно применять это для настройки GA4, поэтому разница между базовым и расширенным обычно была уместна/известна только в мире маркетинга Google. Единственное, что изменилось в версии V2, это то, что сигналы режима согласия являются обязательными для всех, кто планирует использовать GA4 для формирования аудиторий пользователей или кто использует маркетинговые теги.
Да, если вы работаете в Европейской экономической зоне или посетители вашего сайта являются субъектами этой зоны. То есть, если вы видите примерно такую картинку в своей Google Analytics 4, как на скриншоте ниже, вам лучше внедрить использование Google Consent Mode V2 на свой ресурс.
Рис. 4 – Имеющиеся пользователи из ЕЭЗ
На скриншоте видим пользователей с геолокацией в Польше, а Польша как раз входит в ЕЭЗ.
Все, у кого раньше не было причин использовать режим согласия, теперь не должны этого делать. Единственные исключения — если
Требуются 2 новых сигнала, упомянутые выше (с настройкой «предоставлено»), чтобы собранные данные выполняли свое назначение. Любой, кого это коснется, должен был добавить инициализацию режима согласия и установку соответствующих флагов к имеющимся настройкам.
Несомненно, что GA4 больше не сможет создавать целевые группы для маркетинговых целей. Вероятно, это касается тегов Google Ads Remartketing и т. д.. Можно предположить, что в аккаунте Ads больше не будет конверсий. Поэтому внедрение всех маркетинговых настроек в Google при приведенных выше условиях неизбежно.
Каждый, кто использует Consent Mode V1, должен получить «автоматически преобразованный» флажок ad_user_data, принимающий значение ad_storage. Однако без режима согласия сигналы будут полностью отсутствовать, что станет проблемой с 6 марта (так что мы надеемся, вы уже ввели режим согласия на своем ресурсе).
Параметры для двух новых флажков для ad_user_data и ad_personalization также можно найти в API, функциях для загрузки данных для сравнения клиентов, расширенных конверсиях для потенциальных клиентов или импорте офлайн-конверсий.
В зависимости от цели функции можно ожидать, что одинаковые правила применяются ко всем данным и конверсии могут считаться, но аудитории, которые можно использовать для рекламы, не создаются.
Если режим согласия активен по согласованию или в запросах, которые отправляются без согласия, используются дополнительные параметры, которые можно найти во вкладке “Network” браузера, например, чтобы увидеть,
Для этого используется gcs. Если его можно найти в запросах, он имеет значение в следующем формате: G1xy.
“x” означает согласие на использование файлов cookie Google Ads и имеет значение “1” (согласие) или “0” (запрещено, файлы cookie не собираются). Второе значение “y” является аналогом “1” или “0” для согласия на файлы cookie Google Analytics.
Таким образом, возможны следующие значения:
Например, с помощью поиска “collect” (название конечной точки GA4) или названия “gcs” в обзоре сети можно найти запросы GA4, а полезную нагрузку, показывающую все параметры и их значения, можно визуализировать одним кликом:
Рис. 5 – Значение параметра “gcs”
О наличии двух новых настроек режима согласия 2.0 можно узнать из другого параметра gcd (см. следующие разделы).
Самый простой способ проверки на собственном сайте — воспользоваться режимом Debug View в Google Tag Manager. Если вы посмотрите на просмотр событий в слое данных в левой части Tag Assistant, вы увидите записи типа “Consent”. Здесь можно увидеть, по умолчанию ли это значение, произошло ли обновление, и какие настройки применяются перед тем, как срабатывают соответствующие метки.
Вот пример, в котором настройки по умолчанию были сначала отправлены в событие под номером 10, затем обновлены в событие 13, и установлены в значение “предоставлено” для всех соответствующих параметров (см. “API Call”):
Рис. 6 – Событие Consent в Debug View Google Tag Manager
Кроме того, отдельная вкладка “Consent” также может использоваться для просмотра текущего статуса согласия для каждого события. Для этого не обязательно использовать GTM, контроль также возможен непосредственно из событий потока данных GA4. Google предоставляет дополнительную информацию и примеры в справке по управлению режимом согласия.
Сложнее, но не обязательно надежнее взглянуть на уровень данных в консоли браузера. Ненадежнее потому, что не все способы установки настроек режима согласия действительно оставляют следы в dataLayer.
Рис. 7 – Просмотр переменных в dataLayer
С другой стороны, его наличие является верным признаком и позволяет просмотреть настройки, так же как описано выше для предварительного просмотра в GTM.
Режим согласия, как правило, касается тегов из вселенной Google, т. е. Google Analytics, Google Ads и Floodlight, а также тегов типа “ссылка на конверсию”.
Другие теги теоретически также можно контролировать с помощью других общих флагов, предоставленных Google для “персонализации, безопасности и функциональности” (см. Справку). Можно даже использовать любые самостоятельно определенные настройки, которые используются исключительно для управления отображением тегов, но не поведением, как это работает в случае с тегами Google по использованию файлов cookie.
Существует еще одно исключение из этого правила: Microsoft Ads также признает режим согласия. Однако, хотя его нужно инициализировать и использовать аналогичным образом, он не находится на уровне данных и не связан непосредственно с режимом согласия Google, а полностью независим.
Как уже было сказано выше, использование функций Consent Mode для управления тегами в Google Tag Manager не является единственным средством. В большинстве случаев «настройка зависит от согласия» уже существует, и его можно и нужно поддерживать. Соответствующая инициализация флагов режима согласия перед воспроизведением может потребоваться, если данные будут использоваться в рекламных целях.
Если вы используете CMP, не поддерживающий режим согласия, инициализацию можно включить в ваши собственные настройки через JavaScript непосредственно на странице или тег HTML через Tag Manager или (при использовании GTM) с помощью шаблона тега (автор Симо Ахава).
Как тег HTML, который выполняется как можно раньше, если согласуется (возможно, как тег настройки для тега Google или конверсий Google Ads и т. д.), он может выглядеть так, если настроить его вручную:
Рис. 8 – Скрипт настройки тега HTML для введения режима согласия
Это можно сделать с помощью шаблона тегов из Community Template Gallery в Google Tag Manager:
Рис. 9 – Настройка режима согласия через Community Template Gallery в Google Tag Manager
Вывод: инициализированное соответствующими настройками “по умолчанию” или обновленное перед запуском тегов, чтобы соответствующие сигналы были установлены как “разрешены” в соответствии с настройками режима согласия, действующая настройка отслеживания может быть легко внедрена таким образом, чтобы новые сигналы отправлялись в Google. Это означает, что целевые группы все еще можно создавать и измерять конверсии на маркетинговых платформах Google.
Актуальную информацию на 7.02.2024 мы нашли в Телеграм-канале Тані Міхальченко RSS: Google Ads + Analytics | контекстна реклама — обсуждение общения с техподдержкой Google.
Повторим, что если вы работаете в Европейской экономической зоне или посетители сайта/приложения являются субъектами этой зоны, то внедрить использование Google Consent Mode V2 на ресурс необходимо, чтобы данные по конверсиям собирались верно и вы имели возможность настроить списки ремаркетинга.
Касательно ITForce: мы рекомендовали клиентам, которым этот момент актуален, внедрить Google Consent Mode V2. В настоящее время задача выполняется на стороне клиентов.
Лайфхак из публикации Романа Муртазіна с Facebook:
Якщо ви хочете швидко перевірити чи налаштовано на сайті Google Consent Mode, то дуже рекомендую супер-розширення для Chrome — Consent Mode Inspector by InfoTrust.
Просто. Швидко. Наглядно.