Летом 2023 года произошел окончательный переход с Universal Analytics на Google Analytics 4. GA4 анализирует все события на сайте, и каждое взаимодействие пользователя с вебресурсом становится событием, будь то трансакция, продолжительность сеанса или добавление товара в корзину.
Конверсии делятся на микро и макроконверсии, и для их отслеживания необходимо настроить отслеживание конверсий (важных событий). То есть нужно указать GA4, какие именно события следует считать важнее других. Например, трансакция может быть важнее продолжительности сеанса, т. е. транзакция — это конверсия.
Конверсия — это взаимодействие посетителя сайта непосредственно с сайтом.
Конверсии делятся на микро и макроконверсии.
Преимущества отслеживания конверсий:
Для отслеживания прогресса в конверсии Google Analytics определяет последовательные шаги, связанные с микроконверсиями. Каждый шаг указывает на приближение пользователя к завершению конверсии, позволяя визуализировать ее последовательность.
Микроконверсия — это небольшое действие пользователя на сайте или в приложении, которое приближает посетителя к основной цели (макроконверсии). Пример подобного действия — подписка на email-рассылку, загрузку демоверсии ПО и т. п..
Макроконверсия — это конечная бизнес-цель на пути пользователя, то есть важнейшее событие (покупка, заполнение формы регистрации и т. д.).
События, которые можно включить или отключить
Существует несколько предопределенных событий в аккаунте Google Analytics, которые нельзя отключить:
События, для которых возможна активизация или отключение, в GA4 отмечены синим подсвеченным ползунком. Если необходимо отметить событие как конверсию, перейдите к Администратор — Действия и активизируйте или нет переключатель у важного бизнесу события.
Рис. 1 – События, которые можно включить или отключить
Если в аккаунте настроен только веб-поток данных, подключенный к представлению, то единственной конверсией по умолчанию будет purchase, то есть покупка (ее нельзя выключить). Если в аккаунте подключен любой из потоков данных, то остальные вышеупомянутые конверсионные события доступны.
Также Google Analytics 4 имеет список предварительно определенных конверсий. Для этого необходимо перейти в Администратор — Отображение данных — Конверсии.
Рис. 2 – События-конверсии Google Analytics 4
Если ресурс не содержит необходимых событий, то конверсию можно создать самостоятельно с помощью кнопки Новое событие справа наверху.
Далее переходим к детальному рассмотрению микро и макроконверсий.
Микроконверсия – это небольшое действие, осуществленное пользователем на сайте или в приложении, указывающее на прогресс в достижении большей цели.
Примеры микроконверсий:
Указанные события не обязательно приносят мгновенный доход или потенциальных клиентов, но они демонстрируют положительные действия пользователей на пути к осуществлению макроконверсии.
Ключевые преимущества отслеживания микроконверсий:
Для использования микроконверсий необходимо определиться с тем, какие именно микроконверсии наиболее важны для бизнеса. Далее, определив ключевые микроконверсии, следует настроить их отслеживание в Google Analytics 4. Это позволит измерять вовлеченность пользователей и отслеживать прогресс в достижении макроконверсионных целей (продаж и т. д.).
Какие микроконверсионные события можно отслеживать в Google Analytics 4 (рассмотрим сайт):
Таким образом, бизнес может получить представление о том, что интересует посетителей и действующих клиентов, и как именно они взаимодействуют с сайтом. Затем эти данные можно использовать для создания целевых кампаний, которые помогут клиентам пройти через воронку продаж и осуществить макроконверсию.
Рис. 3 – Путь пользователя на сайте
Микроконверсии также помогают оптимизировать коэффициент конверсии, поскольку они могут предоставить важные показатели вовлечённости пользователей и помочь принять обоснованные решения касательно дизайна и наполнения сайта.
Пример:
Есть сайт фитнес-тренерки, которая также является специалистом по здоровому питанию. На основе знаний и опыта специалистка выпускает книгу с рецептами, сбалансированными согласно верному распределению КБЖУ для человека.
Продажа книги — это макроконверсия.
Между тем, специалист по анализу данных Google Analytics наблюдает низкую конверсию на целевой странице с продажей книги, то есть пользователи заходят, листают скриншоты первых страниц книги и выходят.
Для повышения коэффициента конверсии специалист решает добавить отрывок книги к загрузке — сбалансированное 3-дневное меню с 3-х разовым питанием. Загрузка документа – микроконверсия.
Далее он запускает A/B тестирование страниц с отрывком меню и без него (предварительный вариант целевой страницы). Тестирование показало, что страница с настроенной микроконверсией (загрузка отрывка) повысила макроконверсию (продажу). Таким образом, предоставление загрузки тестовой версии — части книги, положительно повлияло на макроконверсии и привело клиентов.
Как рассчитать микроконверсию:
Так мы получим процент посетителей, выполнивших выбранное действие, то есть наш коэффициент микроконверсии.
Предположим, что из 1000 посетителей целевой страницы с книгой 50 пользователей загрузили отрывок из 3-дневного меню. То есть коэффициент микроконверсии составляет 5%.
Макрособытие происходит, когда пользователь выполняет действие, которое считается высокоценным для сайта или приложения.
Примеры макроконверсий:
Отслеживание и анализ макроконверсий предоставляют информацию о том, какие действия стимулируют привлечение клиентов и конверсии. Далее полученные данные следует использовать в построении маркетинговой стратегии развития.
Макроконверсии могут помочь определить сферы, где нужно внести улучшение, чтобы повысить вовлеченность клиентов и повысить прибыль. К примеру, сайт имеет целевую страницу, которая не генерирует конверсии. Итак, можно поэкспериментировать: провести A/B-тестирование и поработать над усовершенствованиями страницы, чтобы она начала приносить конверсии (выше мы рассматривали подобный пример).
Как оптимизировать конверсии:
Рис. 4 – Упрощение оформления заказа (доставка консьержу и отказ от телефонного звонка для подтверждения заказа)
Тестирование предполагает одновременный запуск нескольких версий страницы и изменение таких элементов, как текст заголовка, изображения и т. д., чтобы увидеть, какая версия более эффективна. А/В-тестирование позволяет оценить, какие элементы дизайна наиболее эффективны для поощрения пользователей к выполнению макроконверсий. Это также помогает выявить потенциальные проблемы со страницей и исправить их вовремя.
Рис. 5 – Путь пользователя к макроконверсии
Микроконверсии можно привлечь к А/В-тестированию, поскольку они могут положительно или отрицательно повлиять на уровень макроконверсии.
Понимание целей каждого типа конверсии и того, как они отвечают бизнес-целям, важно для создания эффективной маркетинговой стратегии. С помощью микроконверсий можно сосредоточиться на достижении микроцелей, которые помогут достичь больших конверсий, которые принесут доход.
Макроконверсия происходит не всегда одновременно с первым пользовательским визитом на сайт. Некоторые посетители ищут товары, некоторые сравнивают предложения, а некоторые покупают. Последние приведут к осуществлению макроконверсии, а первые 2 группы посетителей — к возвращению на страницы сайта.
Для определения важнейших конверсий для отслеживания следует тщательно рассматривать конкретные потребности и требования отрасли, товара и/или услуги. Некоторые бизнесы напрямую соединены микро и макроконверсиями, в их контексте макроконверсия невозможна без микрособытия. К примеру, оформление подписки на работу с определенным аналитическим сервисом — это макрособытие, а заказ 7-дневного бесплатного тестового периода — микрособытие.
В разных областях разные требования к микро и макроконверсиям. Если товар имеет высокую цену или путь клиента к покупке длительный, бизнесу может потребоваться много микроконверсий до достижения главной конверсии. К примеру, покупка ПО, которое может иметь высокую цену. Тогда внедрение предложения использования тестового бесплатного периода, просмотра видеоинструкции, или загрузка отрывка книги и т. п. приближают посетителей сайта к получению статуса потенциального клиента.
Посредством отслеживания достижения микрособытий компании получают ценную информацию о поведении пользователей, которая может помочь сформировать общую маркетинговую стратегию. Эти данные можно использовать для улучшения UX путем таргетинга на определенную аудиторию с помощью специальных сообщений и рекламных акций.
Следовательно, использование микро и макроконверсий означает максимизацию влияния и ускорение достижения желаемых результатов.
Отслеживание всех видов конверсий предоставляет информацию о взаимодействии пользователей с товарами и услугами.
Для визуализации последовательности конверсии и отслеживания прогресса Google Analytics 4 определяет шаги, которые приводят к конверсии. Эти шаги обычно связаны с микроконверсиями, поскольку каждый из них указывает, что пользователь близится к завершению конверсии. Информация помогает оптимизировать неэффективные или брошенные пути клиентов к конверсии.
Рис. 6 – Выбор вида исследования в Google Analytics 4
Рис. 7 – Настройка исследования
Детальнее о каждом этапе Справки Google.
Таким образом получаем собственное исследование:
Рис. 8 – Результаты исследования Путь пользователя
Из полученного исследования мы видим:
То есть 28,5% пользователей (8 175 из 28 659) совершили микрособытие Продолжительность. И 0,01% посетителей сайта оформили макрособытие form_success — заполнили форму.
Для формирования верной стратегии продвижения принципиально учесть каждый тип действия. Микроконверсии обычно сосредоточены на небольших краткосрочных целях и задачах, тогда как макроконверсии отвечают за большие цели, приносящие прибыль.
Также следует учитывать промежуток времени для каждого типа конверсии. Ведь для достижения микроконверсий требуется немного времени, для макроконверсий промежуток увеличивается, а также требует усилий и ресурсов от клиента (например, заполнение формы на предпродажу товара и т. д.).